Легендарный медик
и философ древности Абу Али Ибн-Сина (известный нам как Авиценна) говорил, что есть
три способа лечения: слово, травы и нож.
«Предупрежден —
значит, вооружен».
Понятно, что
искусство хирурга и искусство фармацевта
можно использовать как во благо, так и во вред. Любое практическое
руководство по шпионажу и диверсионной
работе содержит немало рекомендаций
из этой серии.
Здесь под выражением – слово, предлагается некая разновидность психологического оружия. Но, для того, чтобы выработать линию защиты, надо понимать действие оружия,
от которого вы намерены защититься.
Речь пойдет о
том, как использовать слова для реального
сражения. О том, как словами наносить удары
не совсем в переносном смысле, и как от этих ударов защищаться.
Составные части:
Фоносемантика.
Что такое
«фоносемантика»? Если дословно перевести
это слово, то получится — «смысл звука».
Говорят, что вначале было слово. Более логично считать, что вначале был звук, затем из звуков стали появляться слова, а из слов — фразы. Именно так человек стол разумным: лишь членораздельная речь отличает его от животных (и потому некоторые ученые подозревают в разумности китов и дельфинов).
О языке
Свои мысли для передачи другим людям мы формулируем в языке.
Давно было замечено, что одна и та же мысль, но выраженная по-разному, обладает
различной силой воздействия. В одном случае она может оставить адресата
равнодушным, в другом - подвигнуть к активным действиям. Оказывается, что язык
общения, помимо явного смыслового содержания, способен переносить и скрытые
импульсы воздействия. Возникли даже науки, которые стали изучать секреты такого
воздействия.
Одну и ту же мысль можно выразить многими способами. То,
каким образом выражает мысли конкретный человек, можно сравнить с его почерком.
Этому почерку присущи устойчивые черты. Анализируя эти черты, можно многое
сказать о самом человеке, его характере, жизненной позиции, социальной
адаптированности и пр.
Обмен информацией, выраженной в языке, является характерной
чертой жизни общества. Анализ средств массовой информации позволяет делать
выводы о состоянии умов в обществе, об их психологическом самочувствии,
взаимодействии и влиянии на различные социальные процессы.
Гюстав Ле Бон писал: "Массы никогда не впечатляются
логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные
слова и ассоциации слов. Их сосредоточенно произносят перед толпами, и
немедленно на их лицах появляется уважение, головы склоняются. Многие
рассматривают их как силы природы, мощь стихии."
Система ВААЛ, работа над которой ведется с 1992 года,
позволяет прогнозировать эффект неосознаваемого воздействия текстов на массовую
аудиторию, анализировать тексты с точки зрения такого воздействия, составлять
тексты с заданным вектором воздействия, выявлять личностно-психологические
качества авторов текста, проводить углубленный контент-анализ текстов и делать
многое другое.
О методологии психологической войны.
Тавистокский
институт был утвержден как исследовательский центр в конце Первой Мировой под
патронажем Георга Кентского (1902-1942, Магистра
Объединенной Вл. Ложи Англии) на базе Тавистокской клиники под руководством
бригадного генерала Джона
Р. Риса в качестве центра психологической войны,
координированной Intelligence Service и Королевской
фамилией. Результатом работ в период между мировыми войнами было создание
теории массового «промывания мозгов» (brainwashing) в целях изменения
индивидуальных и социальных ценностей, управляющих социальным развитием. Т.е.
преформатирования «коллективного бессознательного», которое управляет человеком
и нациями. В 30-е Тавистокский Центр входит
в тесный контакт с Франкфуртской школой, созданной «леваками»-
последователями реформистского иудаизма и учения
Фрейда, направившими свои знания на «реформирование мира».
Тезисы Франкфуртской школы: «Мораль – социально
сконструированное понятие и его следует изменить»; христианская мораль и
«любая идеология есть ложное сознание и должна быть уничтожена»; «обоснованная
критика всех без исключения элементов западной культуры, в том числе
христианства, капитализма, авторитета семьи, патриархата, иерархической структуры,
традиции, сексуальных ограничений, верности, патриотизма, национализма,
этноцентризма, конформизма и консерватизма»; «хорошо известно, что
подверженность фашистским идеям наиболее характерна для представителей среднего
класса, что она коренится в культуре», при этом выводы - «консервативная
христианская культура, как и патриархальная семья, порождают фашизм» - и в
потенциальные расисты и фашисты записывают всех, у кого отец «упертый
патриот и приверженец старомодной религии».
http://martinis09.livejournal.com/206140.html
|